АТТЕСТАЦИЯ
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
в 2023/2024 учебном году
Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.
Основные документы, регламентирующими порядок аттестации:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022.
- Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101.
- Изменения и дополнения:
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 20
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 163
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 г. № 131
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 г. № 46
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.
- По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
- По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.
Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.
Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года; высшей, а также квалификационной категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.
Документы, предоставляемые при аттестации
- Заявление по установленной форме
- Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
- Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)
Изучение педагогической деятельности
Квалификационные характеристики
- «Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности
- «Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов
- «Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы
В ходе аттестации оцениваются
- деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года)
достижение результатов (учащихся и педагога);
- деловые, личностные качества педагога;
- возможности дальнейшего роста и обучения;
- необходимость помощи, пути улучшения деятельности.
В ходе аттестации педагогом предоставляются
- Материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)
- Самоанализ деятельности
- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий
- Самоанализ открытых мероприятий
- Материала по самообразованию или обобщение опыта
- Результаты психолого-педагогического анкетирования
Основные этапы аттестации
- Подготовительный этап.
- Избрание аттестационной комиссии
- Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.
- Оформление пакета документов по аттестации.
- Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.
- Организационный этап.
- Подача заявлений в комиссию
- Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.
- Составление графика аттестации.
- Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом
- Издание приказа руководителя о проведении аттестации.
- Процессуальный (основной)
- Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником
- (собеседование, анкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.).
- Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.
- Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.
- Составление характеристики.
- Заключительный (итоговый) этап
- Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)
- Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)
- Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.
- Внесение записи в трудовую книжку.
Квалификационный экзамен
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории.
Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», подтверждение высшей квалификационной категории
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение квалификационной категории «учитель-методист»
Функциональные обязанности членов аттестационной комиссии
1.Общие положения
1.1 В состав аттестационной комиссии входят:
заведующий или по его решению другое уполномоченное им лицо;
представитель профсоюзного комитета школы;
педагогические работники учреждения образования I и высшей квалификационной категорий , которые не планируют проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии.
1.2 Аттестационная комиссия из числа членов комиссии выбирает:
председателя аттестационной комиссии;
заместителя председателя аттестационной комиссии;
секретаря аттестационной комиссии.
1.3 Для каждого члена аттестационной комиссии определяется круг его функциональных обязанностей.
2. Обязанности председателя аттестационной комиссии
üПредседатель аттестационной комиссии руководит деятельностью аттестационной комиссии и обеспечивает выполнение поставленных задач, руководствуясь нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
üПредседатель аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
üготовит проекты приказов по вопросам организации и проведения аттестации сотрудников ;
üвносит на рассмотрение педагогического совета предложения по ротации состава аттестационной комиссии, формирует списки кандидатов;
üсоставляет план работы аттестационной комиссии, список педагогических работников, выходящих на аттестацию по плану в текущем году, график прохождения аттестации педагогами школы;
üопределяет алгоритм работы аттестационной комиссии и осуществляет контроль соблюдения регламента работы комиссии;
üраспределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;
üутверждает состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, педагога социального, библиотекаря;
üотвечает за качество оценки изучения профессиональной деятельности педагогических работников школы, подавших заявление на первую и вторую квалификационные категории;
üконсультирует членов аттестационной комиссии по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;
üпроводит заседания аттестационной комиссии;
üдоводит до сведения претендентов на повышение квалификационной категории итоги аттестации;
üконтролирует соблюдение процедуры проведения аттестации и правильности оформления документации;
üследит за правильностью и качеством оформления протоколов заседаний аттестационной комиссии;
üв ходе аттестации может ходатайствовать перед аттестационной комиссией о присвоении второй или первой квалификационной категории педагогическим работникам школы;
üпредставляет аттестационную комиссию на уровне города (посещение семинаров, совещаний, круглых столов, коллегий);
üподводит итоги работы аттестационной комиссии.
3. Обязанности заместителя председателя аттестационной комиссии
üЗаместитель председателя аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
Заместитель председателя аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
üформирует пакет документов по аттестации педагогических работников (план работы аттестационной комиссии, графики, списки и т.д.);
üзнакомит сотрудников школы с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), разъясняет им требования нормативных документов;
üзнакомит аттестуемых с порядком проведения аттестационных процедур, графиком прохождения аттестации;
üдоводит приказы председателя аттестационной комиссии по вопросам организации и проведения аттестации до сотрудников школы;
üинформирует аттестуемых об изменениях и дополнениях в документах, регулирующих проведение аттестации;
üформирует состав экспертных групп при аттестации педагога-психолога, дефектолога, воспитателя дошкольного образования , проводит обучающие занятия с экспертными группами по вопросам аттестации;
üконсультирует членов экспертных групп по различным вопросам в пределах своей компетенции, проводит инструктивно-информационные совещания;
üготовит заседания аттестационной комиссии;
üорганизует работу с педагогическими работниками в межаттестационный период.
üв период отсутствия председателя аттестационной комиссии выполняет его обязанности.
4. Обязанности секретаря аттестационной комиссии
üСекретарь аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
Секретарь аттестационной комиссии выполняет следующие обязанности:
ü ведет разъяснительную работу по заполнению заявлений на первую, вторую или высшую квалификационную категорию;
ü осуществляет прием и регистрацию заявлений от аттестуемых;
ü ведет учет входящих и исходящих документов по аттестации;
ü обеспечивает явки членов комиссии и приглашает аттестуемых на заседания аттестационной комиссии;
ü ведет протоколы заседаний комиссии, оформляет документацию (журнал регистрации заявлений, решения аттестационной комиссии и др.);
üготовит ходатайства, выписки, решения из протоколов заседания аттестационной комиссии.
5. Обязанности членов аттестационной комиссии
Члены аттестационной комиссии в своей деятельности руководствуются нормативными правовыми актами (Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), квалификационным справочником должностей служащих, занятых в образовании) и локальными документами учреждения образования.
Члены аттестационной комиссии обязаны:
üконсультировать педагогических работников по вопросам аттестации;
ü проводить анализ представленных материалов на соответствие заявленной категории;
ü проявлять объективность при принятии аргументированных решений по итогам аттестации;
ü содействовать максимальной достоверности экспертизы, обеспечивать глубину и объективность экспертных оценок;
üпроявлять объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим работникам, защищать их права;
ü обеспечивать профессиональное обобщение итогов деятельности педагогических работников.
6. Работа аттестационной комиссии
ü Аттестационная комиссия организует свою работу на основании Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).
Инструкция определяет:
üсостав аттестационной комиссии;
ü порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования
üпорядок проведения квалификационного экзамена;
üкритерии оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников;
üдокументацию аттестационной комиссии.